Несколько сервисов ликвидного стейкинга Ethereum внедрили или работают над интеграцией правила самоограничения, которое обязывает платформы занимать не более 22% рынка. О поддержке инициативы объявили Rocket Pool, StakeWise, Stader Labs, Puffer Finance, The Swell и Diva Stting.
Предложение рассматривается как шаг к сохранению якобы пошатнувшейся децентрализации сети. Однако не все игроки встретили его с энтузиазмом. Рассказываем, откуда взялась такая конкретная цифра, и есть ли смысл в подобных ограничениях.
Лимит во избежание сговора
Идею предложил Ethereum-разработчик под псевдонимом Superphiz в мае 2022 года.
Данные: X.
Для подтверждения блока в сети необходимо согласие 66% валидаторов, объяснил он. Поэтому лимит стейкинговых сервисов в 22% означает, что для скоординированной атаки на протокол в сговор должны вступить минимум четыре крупные платформы.
«Готовы ли пулы ставить благополучие экосистемы выше собственной прибыли?» — задался вопросом программист.
Согласно отчету HashKey, в 2023 году общий объем рынка ликвидных деривативов (LSD) вырос до $22 млрд, а капитализация платформ для стейкинга достигла $18 млрд.
Статистика LSD-рынка. Данные: HashKey.
По мнению экспертов, рост LSD-протоколов очевидно полезен для аффилированных сообществ и держателей токенов, но он также наносит вред самому блокчейну Ethereum.
Как правило, стейкинговые сервисы полагаются на малое количество операторов узлов, которые концентрируют в себе большое число валидаторов. Такое положение несет большие риски для децентрализации сети, пояснили эксперты.
«Существует повышенная вероятность цензуры со стороны централизованных участников стейкинга, поскольку их могут стимулировать или подвергнуть нормативному давлению с целью ограничения транзакций. Это потенциально приведет к нарушению доверия внутри сети», — подчеркнули в HashKey.
Кроме того, аналитики выделили вероятную угрозу безопасности, поскольку крупные игроки могут облегчить злоумышленникам атаку 51%.
Несмотря на устрашающие прогнозы, HashKey признали, что большинство протоколов появились совсем недавно и разработали планы по децентрализации и распределению валидаторов.
Предосторожность или паранойя?
Superphiz уже больше года продвигает свою мысль об ограничениях ради безопасности, и, кажется, не без причины. Большое внимание он уделил крупнейшему сервису ликвидного стейкинга Ethereum — Lido Finance.
Согласно данным дашборда Dune, на момент написания на платформу приходится 32,4% всех заблокированных ETH. При этом ее ближайший конкурент — Coinbase — занимает только 8,7% рынка.
Доля сервисов Ethereum-стейкинга. Данные: Dune.
В июле 2022 года сообщество Lido почти единогласно проголосовало за отказ от самоограничений. Однако, когда протокол зафиксировал ежедневный приток в 150 000 ETH, разработчики активировали функцию суточного лимита на частоту блокировок.
Уже возникли опасения, что протокол сможет захватить все необходимые для атаки 66%.
«Я думаю, что первый шаг — не дать им набрать 33%. Я бы потребовал санкций на уровне протокола. Если этого не сделать, то кто знает, что может быть дальше?», — заявил Superphiz.
Напомним, в начале августа Lido отчитались о росте TVL выше $15 млрд. По данным разработчиков, за июль сервис зафиксировал приток более 10 000 новых пользователей.
Ранее аналитики Glassnode сообщили, что после активации обновления Shanghai в сети второй по капитализации криптовалюты усилился приток монет в протоколы ликвидного стейкинга во главе с Lido Finance.