В заочном решении по делу об инсайдерской торговле на Coinbase суд в США постановил, что торговля некоторыми криптоактивами на вторичных рынках является транзакциями с ценными бумагами.
В июле 2022 года власти арестовали бывшего менеджера биржи по продукту Ишана Вахи и его брата Нихила. Их обвинили в мошенничестве с использованием инсайдерской торговли. Фигурантом дела также стал близкий друг экс-менеджера Coinbase Самир Рамани, который скрылся от следствия.
В начале 2023 года братья признали себя виновными, а в мае урегулировали претензии Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).
В отношении Рамани ведомство инициировало заочное рассмотрение дела. Суд согласился, констатировав в решении, что обвиняемый «похоже, бежал из страны, чтобы уйти от уголовного преследования».
Касательно токенов, которыми торговал Рамани, используя информацию от Ишана Вахи, суд стал на сторону SEC, признав их ценными бумагами.
Согласно заявлению, эмитенты активов привлекали инвесторов потенциальной прибылью. Проекты продвигали предложения через соцсети, в том числе с утверждениями, что:
стоимость монет вырастет;
владельцы получат возможность получать дополнительные вознаграждения и другие преимущества;
команды предпринимают шаги для увеличения ценности монет, включая ограничение рыночного предложения.
«Каждый эмитент продолжал делать такие заявления относительно прибыльности своих токенов, даже когда они торговались на вторичных рынках. Таким образом, согласно [тесту] Хауи, все криптоактивы, которые Рамани купил и продал, были инвестиционными контрактами», — постановила судья Тана Линь.
Это не первый случай, когда продвигаемая председателем SEC Гэри Генслером классификация виртуальных активов утверждается судом. Глава ведомства неоднократно заявлял, что практически все криптовалюты являются ценными бумагами.
К единому мнению судьи в США пока не пришли
В июле 2023 года судья Аналиса Торрес постановила, что программные продажи и прочие распределение токена XRP от Ripple не представляют собой предложение и реализацию инвестиционных контрактов. Однако, согласно решению, продажа монет крупным игрокам нарушала законы США о ценных бумагах.
В декабре ведущий дело по иску SEC против Terraform Labs судья Джед Ракофф отклонил подход Торрес. По его мнению, компания предлагала и продавала ценные бумаги в виде токенов UST, LUNA, wLUNA и MIR. Ответчики пытались апеллировать к прецеденту, но Ракофф посчитал их доводы неубедительными.
До этого экс-юрист SEC Джон Рид Старк назвал вердикт Торрес в деле против Ripple «основанным на шаткой почве». Он оценил как высокие шансы на успешное обжалование его в вышестоящих инстанциях.
С марта 2023 года Комиссия подала гражданские иски, которые включали обвинения в незарегистрированном предложении инвестиционных контрактов в виде криптовалют, против ряда бирж вроде Beaxy, Bittrex, Binance и Coinbase. В ноябре регулятор выдвинул претензии к Kraken.
В ходатайстве об отклонении иска биткоин-биржа заявила: ведомство не может обоснованно утверждать, что торгуемые на платформе цифровые токены являются ценными бумагами.
«Вместо идентификации ценных бумаг в жалобе содержится просьба к суду поддержать теорию о том, что инвестиционный контракт может существовать без договора, без послепродажных обязательств или даже без взаимодействия между эмитентом и покупателем», — заявил CEO Kraken Дэйв Рипли.
В августе SEC в рамках правоприменительных мер против компании Impact Theory впервые классифицировала NFT как инвестиционные контракты. Фирма признала вину, согласилась выплатить $6,1 млн в виде штрафов и процентов, уничтожить оставшиеся в ее распоряжении токены и отказаться от всех роялти.
В отношении Рамани суд обязал его вернуть незаконно полученный на инсайдерской торговле доход в размере $817 602, а также заплатить штраф в $1,6 млн. Судья Линь отклонила просьбу Комиссии наложить на возмещение проценты.
Напомним, комиссарка SEC Хестер Пирс заявила о необходимости смягчения правоприменения и регулирования ведомством криптоактивов.